Обучение организовано с 1 сентября 2008 года Старозятцинской школой – интернат 8 вида на территории и в помещениях Канифольного детского дома-интерната для умственно отсталых детей. На данный момент обучаются 140 воспитанников интерната (100% детей школьного возраста) по программе для глубоко умственно отсталых детей.
Обучение
29 декабря 2012 года вступил в силу Федеральный Закон «Об Образовании в Российской Федерации» № 273. Главный тезис этого закона- все дети с ограниченными возможностями здоровья обучаемы, и они нуждаются в специальных условиях образования.
С этой целью в Канифольном детском доме- интернате учебный процесс организуется МКОУ «Старозятцинской школой-интернатом». Учреждения сотрудничают на основании договора безвозмездного пользования имуществом и договора о совместной деятельности. Школьное отделение в своей деятельности руководствуется Уставом школы-интерната, Законом об образовании, другими локальными актами.
На должность учителей, обучающих детей с умеренной и глубокой умственной отсталостью назначаются лица, имеющие высшее дефектологическое или высшее или среднее специальное педагогическое образование приказом директора школы-интерната на основании Трудового договора.
В классы для детей с умеренной и глубокой умственной отсталостью зачисляются воспитанники «Канифольного детского дома-интерната» на основании Заключения Республиканской психолого-медико-педагогической комиссии.
Срок обучения в классах для детей с умеренной и глубокой умственной отсталостью определяется индивидуальными возможностями конкретного ребенка, но составляет не более 9 лет.
Обучающиеся классов для детей с умеренной и глубокой умственной отсталостью не могут быть оставлены на повторное обучение в одном и том же классе. В случае не усвоения учеником какого-либо образовательного курса или трудового обучения его дальнейшее обучение максимально индивидуализируется.
Выпускникам классов для детей с умеренной умственной отсталостью, также со сложным дефектом по завершению учебы выдается свидетельство установленного образца.
Процесс обучения по предметам организуется в форме урока. Учитель проводит урок для состава всего класса. Продолжительность занятий не превышает 40 минут. Режим уроков устанавливается по пятидневной рабочей неделе.
В учреждении оборудовано 25 помещений для организации педагогической, психологической работы с детьми. Это: 11 учебных классов, 3 художественные мастерские (ИЗО, тестопластика, швейная, многопрофильный), кабинеты СБО; актовый и спортивный залы, зал ЛФК, кабинеты педагога-психолога и логопеда.
С детьми работает творческий педагогический коллектив. Всего 21 человек: из них постоянных - 11 человек. Это бывшие педагогические работники Канифольного дома-интерната с высшим педагогическим образованием по специальности «Олигофренопедагогика». Всего 20 классов.
С 1 сентября 2016 года Старозятцинская школа-интернат перешла на Федерадьный Государственный Общеобразовательный Стандарт (ФГОС). В связи с этим поменялся учебный план, название предметов, содержание программы. Обучение проводится по адаптированной образовательной программе общего образования обучающихся с умеренной и глубокой умственной отсталостью. По данной Программе обучаются воспитанники 1-9 классов, количество обучающихся – 144 индивидуальная программа развития (СИПР), включает индивидуальный учебный план (ИУП), содержащий предметные области, предметы и коррекционные курсы, которые соответствуют особым образовательным возможностям и потребностям конкретного обучающегося.
Образовательный процесс включает в себя обучение, коррекционно-развивающую работу, оздоровительную деятельность.
Процесс обучения включает уроки и внеурочные занятия (например, классные часы, подготовка к мероприятиям), направленные на формирование академических и социально-бытовых компетенций, строится по учебному плану специального (коррекционного) образовательного учреждения.
Содержание обучения направлено на социализацию, коррекцию личности и познавательных возможностей обучающегося. На первый план выдвигаются задачи, связанные с приобретением элементарных знаний, формированием практических общеучебных знаний и навыков, обеспечивающих относительную самостоятельность детей в быту, их социальную адаптацию, а также развитие социально значимых качеств личности.
Обучение имеет практическую направленность, где принцип коррекции является ведущим, где учитывается воспитывающая роль обучения, необходимость формирования черт характера и всей личности в целом, т.е. все то, что должно помочь выпускникам стать полезными членами общества. Поэтому в инвариантную часть обучения включены образовательные области и соответствующие им учебные предметы, наиболее важные для развития и коррекции познавательной деятельности обучающихся с умеренной умственной отсталостью.
Оценка каждого из навыков производится с учетом состояния здоровья и возраста ребенка, ежегодно корректируется и включает в себя различные показатели (например, при оценке сформированности навыка правильного поведения, в том числе рассматривается: для младших школьников в группе и столовой; для школьников - дополнительно в общественных местах и в транспорте.). В конце учебного года проводится мониторинг усвоения учебных программ по общеобразовательным предметам, в котором экспертом выступает учитель.
Выпускники Старозятцинской школы-интерната в идеальном варианте должны быть
- максимально-подготовленными к самостоятельной жизни,
- иметь достаточный уровень социального развития для благоприятной адаптации к жизненным ситуациям,
- обладать положительными нравственными качествами,
- уметь трудиться, заниматься различными видами продуктивной деятельности,
- ценить материальную и духовную культуру, созданную человечеством,
- иметь элементарные навыки общения и взаимодействия с окружающими,
- уметь выполнять простые виды хозяйственно-бытового труда, иметь элементарные социально-экономические представления;
- вести здоровый образ жизни.